Инстинкты у животных передаются по наследству

Инстинкт

Инстинкты у животных передаются по наследству

Рик Берри

Вы когда-нибудь интересовались тем, как инстинкты передаются от матери к ребенку? Как могут эти необходимые для жизни «знания» переходить через молекулы всего одной клетки? За долгие годы ученые провели немало исследований, но сегодня они продолжают задавать те же самые вопросы!

Откуда новорожденный младенец знает то, чему его никто и никогда не учил?

Сначала этот вопрос может показаться бессмысленным. Первая мысль, которая приходит в голову, «И правда! Младенцы не знают того, чему их не учили. Во время рождения мозг человека похож на чистый лист, который через внешние воздействующие факторы впоследствии заполняется новой информацией и опытом».

Однако представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно! Для того чтобы провести аналогию, представьте себе компьютер: все его детали можно правильно собрать до последнего винтика, но он не может выполнять свою непосредственную функцию, пока в его материнскую плату не будет введена информация.

Как правило, компьютеры, которые мы покупаем, уже имеют встроенную операционную программу, благодаря которой компьютер функционирует на элементарном уровне, несмотря на то, что большинство его памяти свободно от дополнительных программ и данных.

По сути, наш Творец точно также запрограммировал и младенцев (и других существ). Еще до рождения ребенка Бог закладывает в его мозг и нервную систему жизненно необходимую «операционную систему», помогающую новорожденному выживать.

Важные человеческие инстинкты

Эта «операционная система» выражена в форме инстинктов и инстинктивного поведения.

К примеру, когда вы родились, кто учил вас, как сосать и пить из бутылочки — мама или папа? Конечно же, ни один и ни другой! Даже новорожденный ребенок весом меньше чем некоторые ноутбуки, имеет «предварительно установленную программу» или инстинкты, которые и помогают ему брать грудь или сосать из бутылки. Если бы новорожденный не имел этой программы, он умер бы с голоду.

Представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно!

Ребенок поступает по-умному: он просто берет бутылочку и кушает. В его маленькой головке не возникает никаких соображений, типа: (a) дискомфорт в моем животе вызван чувством голода, (б) для того чтобы избавиться от голода, мне необходимо положить какую-нибудь пищу в рот (в) эта бутылочка может меня накормить.

Бог заложил в крошечный мозг и нервную систему младенца все эти способности еще до того, как ребенок начинает понимать, зачем они ему нужны.

То же самое можно сказать и об инстинкте искать грудь. Если дотронуться до щечки, носика или губок малыша соской бутылочки, его головка начинает поворачиваться в поисках источника еды. Медицинское сообщество называет способность ребенка искать грудь «примитивным рефлексом».

При любых попытках объяснить происхождение этих способностей, светские авторы, как правило, называют их просто «инстинктивными» или «унаследованными» (что на самом деле ничего не объясняет), или обращаются к смутным объяснениям типа «природа знает все ответы».

Люди могут называть эти способности как угодно: «инстинктами» или «инстинктивными рефлексами», но только тот, кто знает Библию, увидит в этом предварительном программировании мудрость и работу Творца.

Ученые уже много лет изучают удивительные примеры инстинктов в мире животных. Они исследуют то, как птицы строят свои гнезда, как кенгурята залазят в сумку своей мамы-кенгуру и кушают в ней, как животные спариваются, а медоносные пчелы танцуют, сообщая своим собратьям о том, где находится источник пищи.
© Burcin Tuncer | iStockphoto.comМорская черепаха выходит на берег, чтобы отложить яйца, прячет их в песок, а затем снова возвращается в море. Через два месяца из яиц вылупливаются черепашата. Мамы рядом нет, и для них было бы естественно спрятаться где-нибудь в высокой траве, но они этого не делают. Наоборот, малыши что есть мочи стремятся к неспокойному океану — идеальному месту их обитания, и они понятия не имеют, почему они это делают. Добравшись до океана, они не останавливаются (как большинство животных), а бросаются в воду и парят на волнах подальше в океанские просторы, а ведь никто и никогда не учил их этому!
© Jason Lin | Dreamstime.comПауки плетут паутину разных видов, чтобы выполнять различные потрясающие трюки: с её помощью они ловят себя во время падения, плетут гнезда, оплетают стенки норы и строят ловушки для насекомых. Некоторые молодые паучки умудряются даже плести «парашутики», на которых совершают по ветру путешествия на далекие расстояния. Кто учит пауков всему этому мастерству? Никто!
© Richard R. Hansen | Photo Researchers, Inc.Кенгуровая крыса мгновенно (и инстинктивно) убегает, когда слышит звук приближающейся гремучей змеи. Неужели жизнь научила её такой ловкости? Нет, кенгуровая крыса выполняет этот спасающий жизнь маневр, даже если они никогда не встречала гремучую змею.1 1. http://www.scienceclarified.com/everyday/Real-Life-Biology-Vol-3-Earth-Science-Vol-1/Instinct-and-Learning-Real-life-applications.html.

Инстинкт в мире животных

Почему животные способны выполнять эти удивительные трюки, если у них нет модели для подражания? Задайте этот вопрос любому человеку и скорее всего вы получите ответ, типа «они делают это инстинктивно» (помимо того, что они могут сказать: «Я не знаю»). Но эти слова ничего не проясняют, если не знать истинного источника инстинктов.

В начале прошлого века биологи считали, что знают уже всё о поведении животных.

Позднее эти предположения были ослаблены новаторской работой Конрада Лоренца, показавшего в 30-ые годы, что вылупившийся гусенок обладает инстинктом следовать за любым находящимся рядом животным или человеком (это явление было названо импринтингом или запечатлением). В обычных условиях это данное Богом предварительное программирование помогает беззащитному гусенку воспринимать свою мать как природного проводника и защитника.

Интересен тот факт, что этим инстинктом можно управлять. Заняв место гусыни-матери, Лоренц показал, что гусята автоматически следовали за ним, несмотря на то, что он принадлежал к совершенно другому виду.

Он пришел к выводу, что это внутреннее поведение (инстинкт) представляет собой своего рода тип предварительного запрограммированного обучения, которое очень полезно для жизни птиц.

Птицы не могли научиться этому поведению, так как это было первое, что они делали в своей жизни.1

Следующий крупный эксперимент был проведен датским зоологом Николасом Тинбергеном. Он исследовал, способны ли только что вылупившиеся индюшата узнавать силуэт хищной птицы, притом, что мама никогда не учила их этому.

Сначала он загнал крошек-индюшат в круговой загон. Затем он повесил на стенки загона картонные силуэты. Если силуэт имел длинную шею и распростертые крылья как у гуся, птенец не обращал на него внимания. Но когда Тинберген переворачивал картонную форму, и на ней был изображен силуэт с короткой шеей и удлиненным телом, как у совы, индюшата начинали пищать и бежать по загону.

Почему? Ученый пришел к заключению, что даже если мама-индюшиха не учит своих детенышей, как избежать опасности, в их маленький мозг уже вложена информация о том, что тень гуся с длинной шеей не представляет никакой опасности, а тень, напоминающая сову, сообщает о приближающейся гибели.2

Среди ученых начались споры: инстинкт или поведение, приобретенное в результате обучения? Последующие годы исследований вызвали еще больше вопросов. Объективность эксперимента Тинбергена, к примеру, была подвергнута сомнению. Ученые считали, что исследователю было легко истолковать реакцию индюшат: либо птенцы суетливо бегали по загону или просто переходили с места на место?

Оказалось, что эти эксперименты трудно воспроизвести. Однако новые опыты, проведенные под более тщательным контролем, показали, что сердце птенцов и в самом деле начинает биться чаще, когда они видят силуэт хищной птицы, но что же это означает?

Если молодые птенцы хотят выжить, они должны быстро распознавать тень приближающейся опасности. Проведенные в 1937 году классические эксперименты Тинбергена показали, что только что вылупившиеся индюшата обладают данной Богом способностью узнавать силуэт хищной птицы с короткой шеей и безопасной птицы с длинной шеей.

Заключение

Большей части поведения люди и животные, конечно же, учатся после рождения.

Суть в том, что какое-то инстинктивное поведение есть у живых существ с самого начала, но каждый мозг устроен так, что в определенных обстоятельствах он способен приобретать новые навыки в ответ на свои особые нужды (было показано, что даже импринтинг – процесс обратимый). То, как именно это происходит, для ученых до сих пор остается загадкой.

Возможно ли, что инстинкты появились в результате миллионов лет эволюционных проб и ошибок? Трудно поверить в этот вероятный сценарий, особенно в свете того, к каким последствиям может привести отказ от следования инстинктам всего в одном поколении.

К примеру, если бы морские черепашки направились в траву, а не к воде (как велит им их инстинкт), это положило бы конец истории морских черепах, которые являются легкой мишенью для морских птиц и других хищников. Более того, нам до сих пор точно не известны механизмы хранения и передачи информации к потомству (которое начинается с одной клетки, а не с взрослой копии с работающим мозгом!).

Даже такое явление как инстинкт еще раз показывает нам разумный, благой и преднамеренный отпечаток Творца.

Рик Берри – уже более 20 лет участвует в христианском служении в России и Восточной Европе. В настоящее время он является директором служения основания новых церквей совместно с «Baptist International Evangelistic Ministries». Рик написал более 200 статей и рассказов для различных христианских и светских изданий.

Ссылки и примечания

  1. Мэтт Ридли, Nature via Nurture (New York: HarperCollins, 2003), сс. 152–153. Вернуться к тексту.
  2. Н. Тинберген, The Study of Instinct (Oxford: Oxford University Press, 1951), сс. 77–78. Вернуться к тексту.
источник — www.answersingenesis.com

Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1294

Инстинкты у животных передаются по наследству

Инстинкты у животных передаются по наследству

Что же в поведении животного является врожденным, а что приобретается в процессе его индивидуальной жизни?

Можно безошибочно утверждать, что все механизмы основных влечений, выраженные различным образом у различные живых существ врожденные. Они являются основой любого программинованного поведения.

Другое дело вопрос о том, какие формы поведения передаются по наследству. У живых существ, у которых дети не встречаются с родителями (большинство насекомых) по наследству передаются все этапы их целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению основных потребностей организма.

Однако, как мы могли видеть ранее, эти действия проявляются только в определенных условиях и в обязательной последовательности, в зависимости от результата предшествующей деятельности.

У высших животных дело обстоит сложнее. Интересное наблюдение сделал профессор Я. А. Милягин. Ему удалось показать, что только что вылупившийся из яйца птенец грача уже открывает клюв не только непосредственно на поднесение червяка, но и на сотрясение гнезда, обдувание его спинки воздухом, а также на специально подобранный звук “кар”.

Оказалось, что понять причину всех этих раздражителей совсем не сложно. Все вышеупомянутые факторы из поколения в поколение сопровождают кормление новорожденного грача. Так, самец-грач, прилетая с пищей, садится на ветку рядом с гнездом. В результате этого гнездо перед кормлением всегда сотрясается.

При опускании на ветку он машет крыльями, и сидящая в гнезде мать кричит “кар”.

Таким образом, все упомянутые факторы являются обязательными предшественниками кормления грача. Поскольку они из поколения в поколение остаются неизменными, их механизмы приобрели способность передаваться по наследству.

То же самое мы можем видеть на примере пищевых реакций других животных. Врожденным является акт сосания. У ряда животных (кошки, собаки) по наследству передаются и средства ориентации (по запаху, шерсти и т. д.) для поиска соска.

Никто не обучает кошку или мышь “умываться”. Эти движения также передаются по наследству как средство поддержания организма в чистоте. Наиболее яркий пример передачи по наследству охотничьего инстинкта и многих сигналов, связанных с охотой, представляют охотничьи собаки.

С. Н. Хаютин, наблюдая за поведением новорожденной птицы мухоловки-пеструшки, обнаружил любопытное явление. Обычно эти птицы выводятся в темном дупле, в которое ведет маленькое отверстие.

Оказалось, что затемнение гнезда уже является причиной пищевой деятельности новорожденных птенцов. Оки начинают разевать рты, пищать и т. д. И это понятно, т. к.

из поколения в поколение прием пищи сопровождается у этих птиц предварительным затемнением гнезда, которое производит мать, закрывая собой вход в дупло.

Эти примеры указывают на то, что у высших животных кроме механизмов основных влечений по наследству могут передаваться и те этапы пищевой деятельности, которые из поколения в поколение сопровождают ее и находятся в непосредственной близости к пищевому подкреплению. В этом заключается смысл передачи условных рефлексов по наследству и переход их в безусловные реакции.

Таким образом, в наследственной информации закодирована не только структура организма, но и основные этапы его целенаправленного поведения. Все эти процессы определяются чисто материальными факторами и никакого места не остается ни мистике, ни преформизму.

Как мы уже отмечали, наследственные механизмы поведения, ведущие к достижению той или иной цели, могут изменяться при изменении условий существования. Они надежны только для неизменных условий. Я. Дембовский приводит следующий пример.

Личинка ручейника строит свой домик из песчинок, склеивая их. выделениями особых желез. Обычно домик имеет приплюснутую форму и состоит из трубки, в которой находится животное, симметричных боковых крыльев и крышки, свешивающейся спереди.

При повреждении домика личинка его чинит. Если удалить переднюю половину домика, то личинка пристроит спереди кусочек трубки и повесит над ним крышку. Однако каждая личинка делает эти реконструкции на свой манер.

Во вновь построенных домиках либо различно числю вклеенных песчинок, либо отличен способ их соединения, либо не совпадают контуры частей и т. д.

Дело обстоит хуже, если удалить задние две. трети домика. Здесь уже наблюдается большое разнообразие в способе реконструкции.

Однако несмотря на большое разнообразие архитектуры, следует обратить внимание на одно обстоятельство.

Каков бы ни был способ восстановления жилища, окончательный результат всегда в принципе одинаков – трубка всегда имеет определенную длину и спереди над ее отверстием всегда свисает крыша.

Точно так же путем специальных воздействий можно “подружить” кошку ш мышь. Оказалось, что у выращиваемых вместе котят и крысят процент последующих нападок кошек на мышей резко уменьшается. Кроме того, можно выработать у кошки страх перед мышью, если каждую попытку кошки схватить мышь сопровождать ударом электрического тока.

Все эти примеры указывают на то, что как врожденные механизмы инстинкта могут изменяться при изменении внешней среды, так и приобретенные навыки при определенных условиях могут передаваться по наследству.

Инстинктивное поведение животных

Многие формы поведения животных не связаны с их индивидуальным опытом. Эти поведенческие реакции проявляются у животных даже тогда, когда они лишены общения с себе подобными.

Уже с работ Ч. Дарвина (1809—1882) под инстинктом начинают понимать ту часть поведения животных, которая является характерной для данного вида организмов и которая закреплена за его представителями наследственно. Однако нельзя считать, что однотипность поведения животных одного вида обусловлена только наследственными факторами, определяемыми особенностями нервной системы.

В процессе индивидуальной жизни животное приобретает новые черты поведения, связанные с опытом, зависящим от условий существования животных. Так, животные, живущие в дикой природе, существенно отличаются от своих одомашненных собратьев в плане познания окружающего мира и установления связей с ним.

Поэтому для более точного определения инстинкта необходимо вычленить из реального поведения животного именно те поведенческие акты, которые не связаны с условиями развития и условиями последующей жизни и наследственно запрограммированы в нервной системе.

Для достижения данной цели необходимо знать основные признаки этой формы поведения животных, которые наиболее полно были представлены в работах отечественного ученого В. А. Вагнера (1849—1934).

Инстинкты передаются по наследству. Доказательством этого служат многочисленные эксперименты по изучению поведения животных, изолированных сразу же после рождения от особей своего вида.

Так, в поведении выводковых птиц наблюдаются сложные формы наследуемого поведения.

Птенцы австралийской кустарниковой индейки вылупляются из яиц в сорной куче на глубине 60 см и самостоятельно выбираются на поверхность через 2,5 суток уже полностью оперившимися и готовыми к самостоятельной жизни.

Другим важным свойством инстинкта является его постоянство. Фактов, доказывающих незыблемость инстинктов в течение многих лет, довольно много. Сохранились подробные описания повадок животных, сделанные несколько столетий назад, которые совершенно соответствуют повадкам данного вида животных в современных условиях.

Постулируя данный признак, можно было бы согласиться со словами знаменитого французского энтомолога Ж.

Фабра (1823—1915), утверждавшего, что время ничего не прибавляет к инстинкту и ничего не отнимает от него, если бы не одно обстоятельство: инстинкты обладают некоторой долей пластичности.

Речь здесь может идти не только о видовой изменчивости под воздействием условий среды, но и об индивидной.

В работах Вагнера было убедительно показано, что существует некоторая базовая форма инстинкта — «шаблон инстинкта», который проявляется у всех животных, закреплен генетически и передается по наследству. Однако у каждой конкретной особи этот инстинкт может изменяться в определенных пределах. При этом меняться может структура самого инстинктивного акта, в то время как его биологические рамки остаются постоянными.

Следующим признаком инстинкта является его шаблонность, под которой понимается типический инстинкт со всеми его колебаниями. Примером этому служит поведение личинки осы скалии, высасывающей личинку жука носорога в строго определенной точке.

Попытки Фабра заставить личинку питаться в другой точке ни к чему не привели: личинки голодали в поисках нужного места. Существование таких шаблонов биологически обусловлено и способствует устойчивости поведения животного при случайных воздействиях на него со стороны среды.

С наследственной природой инстинкта связана и его безошибочность. Запущенный инстинктивный акт реализуется по строго определенной программе и не допускает отклонений.

Указанное свойство инстинкта свидетельствует в то же время и о его ограниченности, под которой понимается свойство инстинкта действовать с удивительной целесообразностью и точностью в узкой области и совершенную неспособность справиться с самыми элементарными явлениями за пределами этих знаний.

Наконец, последним признаком инстинкта является его безличность как свойство тождественности действий всех особей данного вида, поставленных в одинаковые условия среды. Животные в этом случае действуют по принципу: «Один как все, все как один».

Указанные признаки инстинкта имеют биологическое значение. В наследственных компонентах хранится весь его видовой опыт, все то ценное, что приобрело животное для сохранения и продолжения рода.

Стереотипность и постоянство необходимы для обеспеченности, сохранности и неуклонного выполнения жизненно важных функций независимо от случайных изменений среды.

Поэтому обобщенные и фиксированные программы действий не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, непостоянных и не существенных внешних воздействий.

В экстремальных условиях выживание обеспечивает пластичность инстинктивного поведения в виде его модификаций.

Одной из наиболее популярных концепций, раскрывающих механизмы инстинкта, является этологическая концепция, предложенная К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, согласно которой организм представляет собой целостную активную систему, накапливающую энергию и стремящуюся ее растратить.

Эта энергия животного подобна резервуару с водой, выплескивающейся в канал. Однако ее выбросу препятствует некая преграда, своеобразная «дверца», которая может быть открыта с помощью специального «ключа», в роли которого выступает внешний раздражитель, т.е.

внутренние (уровень мотивации животного) и внешние (раздражитель, запускающий поведение) раздражители действуют совместно, взаимно дополняя друг друга в адаптивном поведении. «Гидравлическая модель» инстинктивного акта, предложенная этологами, ориентирована на изучение-внешних факторов поведения.

Ими являются различные признаки внешних раздражителей (цвет, форма, размер и т.п.), которые, словно ключ, открывают путь инстинктивной реакции. Такие раздражители называют ключевыми стимулами или релизерами. Например, самец малиновки, охраняющий свою территорию, реагирует на красную грудь своего соперника и пытается его изгнать.

Если ему вместо живой птицы подсунуть грубый муляж, но с красным пятном, его поведение будет точно таким же. Внутренними факторами инстинкта являются гормональные и нейронные механизмы мотивации поведения.

Внутренние факторы создают готовность к возникновению жизненно важных ситуаций, и животное по первому сигналу, незамедлительно может реагировать на изменения в окружающей среде. Внешние — запускают инстинктивный акт. В реальном поведении действует сложная система внешних и внутренних факторов.

Карпов А.В. Общая психология

Наследственные изменения инстинкта у домашних животных

До чего постоянна наследственная передача этих домашних инстинктов, привычек и склонностей и до чего любопытно они комбинируются, можно хорошо видеть при скрещивании собак различных пород. Известно, что скрещивание с бульдогом развивает во многих поколениях борзой смелость и упорство скрещивание с борзой развило в целой семье овчарок склонность охотиться за зайцами.

Эти домашние инстинкты при их изучении путем скрещивания похожи на естественные инстинкты, которые также любопытно комбинируются между собой и в течение долгого времени сохраняют следы инстинктов каждого из родителей Ле Руа (Le Roy), например, описывает собаку, прадед которой был волком и которая сохранила следы своего дикого предка лишь в том, что никогда не шла к хозяину по прямой линии, когда ее звали.

Отсюда мы можем заключить, что при доместикации некоторые инстинкты были приобретены, природные же инстинкты были утрачены отчасти вследствие привычки и отчасти вследствие кумуляции человеком посредством отбора в ряде последовательных поколений таких своеобразных психических склонностей и действий, какие первоначально вызывались тем, что мы вследствие нашего незнания называем случайностью. В некоторых случаях одной вынужденной привычки были достаточно, для того чтобы произвести наследственные преобразования в других случаях вынужденная привычка не имела значения и все было результатом отбора, как методического, так и бессознательного но в большинстве случаев привычка и отбор, вероятно, шли рука об руку.

Быть может, ознакомившись с несколькими примерами, мы лучше поймем, как в естественном состоянии инстинкты модифицируются путем отбора.

Я выберу только три, а именно: инстинкт, заставляющий кукушку класть яйца в чужие гнезда, рабовладельческий инстинкт некоторых муравьев и строительные способности медоносной пчелы.

Два последних инстинкта натуралисты обычно и вполне справедливо признают самыми удивительными из всех известных инстинктов.

Источник: https://shablondok.ru/sudebnaja-praktika/instinkty-u-zhivotnyh-peredajutsja-po-nasledstvu.html

Инстинкты и поведение человека

Инстинкты у животных передаются по наследству

    Эта статья для психологов. Врождённые формы поведения человека – что они собой представляют и как проявляются? Классификация инстинктов по И. П. Павлову.

    Общепринятого строгого определения для понятия инстинкта не существует, нет и общепринятой структуры классификации инстинктов. В нашем случае под инстинктом подразумеваются врождённые формы поведения для адаптации и выживания отдельной особи и вида в целом.

Проявляется инстинктивное поведение при определённых условиях, как правило, в качестве реакций на какие-либо внутренние или внешние стимулы.

    Каким же образом связаны инстинкты и поведение человека? Давайте сделаем небольшое отступление. Инстинкт – это последовательная совокупность безусловных рефлексов.

При этом рефлекс – это отдельная реакция, а инстинкт – это более сложная форма поведения. В основе любого приобретённого поведения лежат наследуемые врождённые рефлексы.

У взрослого человека всё сложное поведение является приобретённым.

    Крайне сложно провести границу между врождёнными формами поведения и приобретёнными. Например, умение белки удерживать орех передаётся наследственным путём, а разгрызать его впоследствии оптимальным способом – приобретённый навык. Умение хорька хватать крысу со спины в районе шеи передаётся по наследству, а умерщвлять её впоследствии одним укусом – приобретается со временем.     В 1894 году профессор Бристольского университета К. Ллойд Морган предложил научному сообществу «закон экономии»: «То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале». При этом, конечно же, не стоит прибегать к крайностям, как иронично заметил Альберт Эйнштейн: «все следует упрощать настолько, насколько возможно, но не более того».

Инстинкты и поведение человека

    Разбирая врождённые формы поведения человека, разговор можно начать с Лоренца: «Я не приписываю человеческие свойства животным: как раз наоборот, я демонстрирую то огромное наследство, которое мы получили от животных и которое живёт в нас по сей день» (2).

    Конрад Лоренц (1903–1989) – австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с Фришем и Тинбергеном) «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения» (1). С его именем связано появление этологии, сформировавшейся в качестве новой научной дисциплины во второй половине XX века.

    Его научная и просветительская деятельность в качестве естествоиспытателя во многом помогла связать врождённые наследуемые свойства с поведением и чувствами человека: «те элементы нашего поведения, которые мы привыкли называть человеческими слабостями, в действительности почти всегда являются общими для нас и для высших животных» (2).

    Существует несколько классификаций для инстинктов, в нашей статье мы приведём ту, которую предложил Иван Петрович Павлов:

    1. Пищевой инстинкт.    2. Оборонительный.    3. Половой.    4. Родительский.    5. Исследовательский ориентировочный инстинкт (Что такое?).    6. Групповой (*социальный).

Инстинкты и поведение человека.
Пищевой

    Пищевой инстинкт является одним из основных инстинктов, оказывающих влияние на поведение животных. Большую часть жизни они проводят в поисках пищи. Для человека эта проблема осталась в прошлом.

В современном мире задача выжить, не погибнув от голода, потеряла для него актуальность, но не утратила своё значение. Большую часть своих доходов люди тратят на питание, а особенности национальной кухни могут поведать многое об истории и развитии народа.

    Поведение, реализующее пищевой инстинкт, зависит от условий внешней среды и уклада жизни. Наследственная изменчивость и естественный отбор могут способствовать формированию различных особенностей поведения у особей одного вида, но обитающих на разных территориях.

    Когда-то Чарлз Дарвин обратил внимание на различные формы клюва у зябликов, населяющих разные Галапагосские острова на архипелаге в Тихом океане.

У одних зябликов клюв был приспособлен для раскалывания орешков, у других – добывать насекомых, а у третьих, клюв использовался для высасывания крови с тела крупных парнокопытных. Различная форма клюва соответствовала различному способу добывания пищи, разным условиям жизни и набору наследуемых свойств, сохраняющихся благодаря естественному отбору.

    кадр из фильма «Великие личности. Чарлз Дарвин».Источник: документальный фильм на ресурсе .

Инстинкты и поведение человека.
Оборонительный

    Под инстинктом самосохранения подразумевают совокупность врождённых форм поведения, проявляющихся в ситуациях, при которых возможно возникновение угрозы для выживания либо опасных последствий здоровью особи. Включает в себя как активные формы поведения (убегание и нападение), так и пассивные (замирание и затаивание).

    Агрессия является одним из проявлений оборонительного инстинкта, имеет глубокие биологические корни. Попадая в ситуацию невозможности удовлетворения своих значимых потребностей, человек нередко воспринимает это как угрозу своему образу жизни и себе лично.

Пытаясь переломить травмирующую ситуацию, находясь в состоянии негодования или раздражения, он может выплеснуть внутренние напряжения во внешний мир.

Инстинкты и поведение человека.
Половой

    Половой инстинкт – это совокупность врождённых форм поведения, которые сопровождают такие процессы, как половое созревание, брачное ухаживание, образование пары и другие.

Лоренц в своей книге «Кольцо царя Соломона» любопытным образом описывает процесс образования пары у галок:    «Пара формирует надёжный оборонительный союз – каждый партнёр преданнейшим образом поддерживает другого.

И это весьма существенно, ибо супруги должны вступить в борьбу с более старыми и высокопоставленными парами, чтобы отвоевать себе подходящую нишу для устройства гнезда и удержать её за собой. Неизменно пребывая в позах наивысшего самовосхваления, редко отлучаясь даже на расстояние ярда друг от друга, наша чета совершает свой жизненный путь.

Поистине поучительна взаимная привязанность этих детей природы» (2).     В период полового созревания инстинкты предписывают особи найти и занять свое место в группе. Поведение в этот период может кардинально меняться.    У слонов и львов достигшие половой зрелости самцы обычно удаляются из группы.

У волков и павианов самцы-подростки остаются в группе, но малейшее неподчинение законам стаи сразу жёстко пресекается (неужившиеся молодые половозрелые самцы изгоняются). У шимпанзе, наиболее близкого «родственника» человеку, система социальной иерархии более мягкая.

Если шимпанзе-подросток нарушает сложившиеся правила поведения в группе, его ставят на место и «учат» субординации.     Подростковый возраст у человека – явление довольно известное. Характерной особенностью периода является смещение приоритетов из семьи в группу сверстников, неприятие советов и поучений со стороны взрослых, требование общения на равных и головная боль для родителей. Протестная неуправляемость через некоторое время проходит так же незаметно, как и началась.

Инстинкты и поведение человека.
Родительский

    Отношения между детенышем и родителями в природе также формируют врождённые формы поведения (материнский инстинкт). В 1973 году Конрад Лоренц открыл явление импринтинга у серых гусей. Импринтинг – это запечатление образа, «впечатывание» его в формирующийся мозг во время начального периода жизни.

    Появившиеся на свет гусята в первые часы после рождения признают матерью первый движущийся объект средних размеров. Обычно этим объектом является гусыня, но им может быть и цветной воздушный шарик, и человек.     Этот отрезок времени важен для формирования материнских форм поведения.

Если в этот период изолировать мать от своего потомства, то впоследствии отношения между ними могут не сложиться.    «Только писк индюшонка включает с помощью врожденного механизма материнское поведение и сдерживает агрессию. Глухие индейки совершенно нормально высиживали птенцов, и до этого их социальное и половое поведение также вполне отвечало норме.

Но когда у них стали вылупляться индюшата, оказалось, что материнское поведение подопытных нарушено самым трагическим образом: все глухие индейки заклевывали насмерть всех своих детей, едва они успевали вылупиться!» (3, глава 3).     «То, что у животных, заботящихся о потомстве, мать не обижает детенышей – вовсе не «сам собой разумеющийся» закон природы.

В каждом отдельном случае это должно быть обеспечено особым механизмом торможения агрессии. Каждый, кто разводил кроликов или пушных зверей, может рассказать историю о том, каких, казалось бы, ничтожных помех бывает достаточно, чтобы подобные механизмы торможения отказали.

Я знаю случай, когда пассажирский самолет Люфтганзы, сбившись в тумане с курса, низко пролетел над фермой черно-бурых лисиц, и из-за этого все недавно ощенившиеся самки съели своих щенков» (3).

    Статья о врождённых формах поведения человека получилась слишком объёмной.

Об ориентировочном исследовательском инстинкте, который во многом определяет сознательную и творческую деятельность человека, будет рассказано в следующей публикации, а групповой инстинкт разбирается в статье «Социальное поведение животных и человека».

    Литература:

    1. Werner Straube. Erinnerungen an Konrad Lorenz.    2. K. Lorenz. Кольцо царя Соломона.    3. K. Lorenz. Так называемое зло.

Источник: http://psy-nets.ru/konrad_lorents.html

Центр права
Добавить комментарий